ДАВИД САМОЙЛОВИЧ САМОЙЛОВ

 

ПЕСТЕЛЬ, ПОЭТ И АННА

 

Там Анна пела с самого утра

И что-то шила или вышивала.

И песня, долетая со двора,

Ему невольно сердце волновала.

 

А Пестель думал: «Ах, как он рассеян!

Как на иголках! Мог бы хоть присесть!

Но, впрочем, что-то есть в нем, что-то есть.

И молод. И не станет фарисеем».

Он думал: «И конечно, расцветет

Его талант, при должном направленье,

Когда себе Россия обретет

Свободу и достойное правленье».

- Позвольте мне чубук, я закурю.

- Пожалуйте огня.

- Благодарю.

 

А Пушкин думал: «Он весьма умен

И крепок духом. Видно, метит в Бруты.

Но времена для брутов слишком круты.

И не из брутов ли Наполеон?»

 

Шел разговор о равенстве сословий.

- Как всех равнять? Народы так бедны, -

Заметил Пушкин, - что и в наши дни

Для равенства достойных нет условий.

И посему дворянства назначенье –

Хранить народа честь и просвещенье.

- О да, - ответил Пестель, - если трон

Находится в стране в руках деспота,

Тогда дворянства первая забота

Сменить основы власти и закон.

- Увы, - ответил Пушкин, - тех основ

Не пожалеет разве Пугачев…

 

- Мужицкий бунт бессмыслен… - За окном

- Не умолкая распевала Анна.

И пахнул двор соседа-молдавана

Бараньей шкурой, хлевом и вином.

День наполнялся нежной синевой,

Как ведра из бездонного колодца.

И голос был высок: вот-вот сорвется.

А Пушкин думал: «Анна! Боже мой!»

 

Но, не борясь, мы потакаем злу, -

Заметил Пестель, - бережем тиранство.

- Ах, русское тиранство – дилетантство,

Я бы учил тиранов ремеслу, -

Ответил Пушкин. «Что за резвый ум, -

Подумал Пестель, - столько наблюдений

И мало основательных идей».

- Но тупость рабства сокрушает гений!

- В политике кто гений – тот злодей, -

Ответил Пушкин. Впрочем, разговор

Был славный. Говорили о Ликурге,

И о Солоне, и о Петербурге,

И что Россия рвется на простор.

Об Азии, Кавказе, и о Данте,

И о движенье князя Ипсиланти.

 

Заговорили о любви. – Она, -

Заметил Пушкин, - с вашей точки зренья

Полезна лишь для граждан умноженья

И, значит, тоже в рамки введена. –

Тут Пестель улыбнулся. – Я душой

Матерьялист, но протестует разум. –

С улыбкой он казался светлоглазым.

И Пушкин вдруг подумал: «В этом соль!»

 

Они простились. Пестель уходил

По улице разъезженной и грязной,

И Александр, разнеженный и праздный,

Рассеянно в окно за ним следил.

Шел русский Брут. Глядел вослед ему

Российский гений с грустью без причины.

 

Деревья, как зеленые кувшины,

Хранили утра хлад и синеву.

Он эту фразу записал в дневник –

О разуме и сердце. Лоб наморщив,

Сказал себе: «Он тоже заговорщик.

И некуда податься, кроме них».

 

В соседний двор вползла каруца цугом,

Залаял пес. На воздухе упругом

Качались ветки, полные листвой.

Стоял апрель. И жизнь была желанна.

Он вновь услышал – распевает Анна.

И задохнулся: «Анна! Боже мой!»

 

 

 

СОРОКОВЫЕ

 

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

 

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

 

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

 

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

 

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.

 

Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

 

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

 

 

 

КРАСОТА

 

Она как скрипка на моем плече.

И я ее, подобно скрипачу,

К себе рукою прижимаю.

И волосы струятся по плечу,

Как музыка немая.

 

Она как скрипка на моем плече.

Что знает скрипка о высоком пенье?

Что я о ней? Что пламя о свече?

И сам Господь – что знает о творенье?

 

Ведь высший дар себя не узнает.

А красота превыше дарований –

Она себя являет без стараний

И одарять собой не устает.

 

Она как скрипка на моем плече.

И очень сложен смысл ее гармоний.

Но внятен всем. И каждого томит.

И для нее никто не посторонний.

 

И, отрешась от распрей и забот,

Мы слушаем в минуту просветленья

То долгое и медленное пенье

И узнаем в нем высшее значенье,

Которое себя не узнает.

 

 

 

ДОМ-МУЗЕЙ

Потомков ропот восхищенный,

Блаженной славы Парфенон!

Из старого поэта

 

…производит глубокое…

Из книги отзывов

 

Заходите, пожалуйста. Это

Стол поэта. Кушетка поэта.

Книжный шкаф. Умывальник. Кровать.

Это штора – окно прикрывать.

Вот любимое кресло. Покойный

Был ценителем жизни спокойной.

 

Это вот безымянный портрет.

Здесь поэту четырнадцать лет.

Почему-то он сделан брюнетом.

(Все ученые спорят об этом.)

Вот позднейший портрет – удалой.

Он писал тогда оду «Долой»

И был сослан за это в Калугу.

Вот сюртук его с рваной полой –

След дуэли. Пейзаж «Под скалой».

Вот начало «Послания к другу».

Вот письмо: «Припадаю к стопам…»

Вот ответ: «Разрешаю вернуться…»

Вот поэта любимое блюдце,

А вот это любимый стакан.

 

Завитушки и пробы пера.

Варианты поэмы «Ура!»

И гравюра: «Врученье медали».

Повидали? Отправимся дале.

 

Годы странствий. Венеция. Рим.

Дневники. Замечанья. Тетрадки.

Вот блестящий ответ на нападки

И статья «Почему мы дурим».

Вы устали? Уж скоро конец.

Вот поэта лавровый венец –

Им он был удостоен в Тулузе.

Этот выцветший дагерротип –

Лысый, старенький, в бархатной блузе –

Был последним. Потом он погиб.

 

Здесь он умер. На том канапе,

Перед тем прошептал изреченье

Непонятное: «Хочется пе…»

То ли песен? А то ли печенья?

Кто узнает, чего он хотел,

Этот старый поэт перед гробом!

 

Смерть поэта – последний раздел.

Не толпитесь перед гардеробом…

 

 

 

ДУЭТ ДЛЯ СКРИПКИ И АЛЬТА

 

Моцарт в легком опьяненье

Шел домой.

Было дивное волненье,

День шальной.

 

И глядел веселым оком

На людей

Композитор Моцарт Вольфганг

Амадей.

 

Вкруг него был листьев липы

Легкий звон.

«Тара-тара, тили-тики, -

Думал он. –

 

Да! Компания, напитки,

Суета.

Но зато дуэт для скрипки

И альта».

 

Пусть берут его искусство

Задарма.

Сколько требуется чувства

И ума!

 

Композитор Моцарт Вольфганг,

Он горазд, -

Сколько требуется, столько

И отдаст…

 

Ох, и будет Амадею

Дома влет.

И на целую неделю –

Черный лед.

 

Ни словечка, ни улыбки.

Немота.

Но зато дуэт для скрипки

И альта.

 

Да! Расплачиваться надо

На миру

За веселье и отраду

На пиру,

 

За вино и за ошибки –

Дочиста!

Но зато дуэт для скрипки

И альта!

 

 

 

 

мастера

любимое

на главную

 



Hosted by uCoz