САКРАЛЬНЫЙ МИСТИЦИЗМ ЕГИПТА
1.
Божественная субстанция
2.
Женское начало
3.
Природа определяемая
Астрологическое
соответствие: Луна
Предвечная Материя, прежде чем она уявляется из некогда непроявленного плана и пробуждается к трепету действия под импульсом Фохата, есть лишь «холодное сияние, бесцветное, не имеющее ни формы, ни вкуса и лишенное всякого качества и аспекта». Аспектами Предвечной Материи являются:
- Матерь Милосердия и
Знания;
- «Матерь, Жена и Дочь»
Логоса;
- Отец, Сын и Святой Дух (относится к женскому началу) – Шакти или Энергия-Естество этой Троицы. Е. П. Блаватская пишет: «В Трансгималайских Учениях… - это есть «Матерь» или абстрактная, идеальная Материя, Мулапракрити, Корень Природы; с метафизической точки зрения коррелят Ади-Буддхи, проявленный в Логосе – Авалокитешвара; и с чисто оккультной и космической точки – Фохат, «Сын Сынов», двуначальная энергия, исходящая от этого «Света Логоса», проявляющаяся на плане объективной Вселенной как скрытое, так и проявленное Электричество, которое есть Жизнь».
Материя, Мулапракрити, Корень Всего – неразрушима и вечна.
Если к Духу относится каждое
проявление сознания, рефлективное или непосредственное, или бессознательная
преднамеренность, то Материя должна рассматриваться как объективность в ее
чистейшей абстракции, как самосущая основа, семеричные манвантарические
дифференциации которой составляют объективную реальность, стоящую за
проявлениями всех фаз сознательного существования. В период Пралайи Космическая
Мыслеоснова как бы не существует.
При Манвантаре Дух двоится и
рождается Природа, второй Аркан, объективация, содержащая в себе основы всех
форм, жизнеполнота, жизнь, дающая и утверждающая:
- Высший Субъект, Я, Дух,
Принцип Любви;
- Высший Объект, Ты,
Материя, Принцип Мудрости.
Субъект есть центр,
проявляющийся в охватываемой им периферии. Между этим центром и периферией
отношения выражаются во взаимном притяжении: Субъект притягивается к Объекту
жаждой проявления, Объект притягивается к Субъекту жаждой объединения с ним.
Любовь вечно самоизлучается, и сотворенная этим излучением Жизнь вечно
стремится выявить скрытую в себе сущность – Любовь. На этом основаны все формы
космического притяжения, начиная от духовного притяжения Богом и кончая земным
тяготением. Второй Принцип или Аркан есть идея поляризации космической среды.
Раз в Космосе проявлен принцип взаимного тяготения, то этот Принцип может быть
основан лишь на начале поляризации, то есть на взаимоотношениях двух однородных
по существу начал; а раз есть поляризация, значит есть центр и периферия.
Принцип Жизни выявляет
центробежную направленность (то есть исходит из центра), а сущность Принципа
Любви – всегда и всюду стремясь к Единству – утверждает все более полные
синтезы и является выявлением центростремительной силы. Принцип Жизни
дифференцирует Божественные возможности, Принцип Любви направляет их обратно в
Божественную сущность. И подобно этой коренной силовой поляризации поляризуются
все явления жизни, как следствие основной двойственности.
Проявленный мир основан на
Принципе двойственности. Единства в нем нет, но оно стоит за кадром проявления.
Философский Принцип первого
Аркана есть Принцип единого статичного пространства, второй Принцип – есть
Принцип вечного беспредельного движения, то есть времени. В проявленном мире
каждое явление надо рассматривать как содержащее в себе два полюса. Один,
положительный полюс, будет моментом центростремительной направленности явления,
а другой, отрицательный полюс, будет моментом центробежного стремления, а так
как центростремительное направление зависит от напряженности и самоизлучения
внутреннего субъективного ядра, то этот полюс называется активным. Объективный
же полюс, то есть центробежная направленность, зависит от качества среды воздействия
субъекта и является по отношению к последнему пассивным полюсом.
Цель человеческой жизни –
освобождение от двойственности через ее познание.
Во втором Аркане заложен как
единый, так и множественный принцип самосознания, а стремление его (самосознания)
к истине есть воля подняться из дифференцированной формы к духовному единству,
то есть к утверждению истинной Любви. Но в своем искании на пути освобождения
от дифференцированных форм человек должен соединить полюса своей духовной
установки во время путешествия по проявленному миру. Только решением проблемы
интеграции двойки в объединяющее эту двойку общее начало может быть найден
правильный путь от формы к Духу. Иначе какая-нибудь из форм, контрполюс,
которой не найдется, может быть принята за единое непостижимое Божественное
Начало, и этим будет закрыта единственная возможность достижения истины. При
этом надо помнить, что последняя двойственность не может быть синтезирована
ничем, что носит имя, форму и название.
Проблемы человеческого Духа
и его искания сводятся к правильной установке полюсов. Правильные по отношению
друг к другу полюса называются бинерами. Примеры правильных бинеров следующие:
непроявленное – проявленное;
бесконечное – конечное;
эволюция – инволюция;
безличное – личное;
центробежное –
центростремительное;
Дух – форма и т.д.
Неправильные бинеры ведут к
философской путанице и формируют фантастическое мировоззрение, не
соответствующее космической реальности и поэтому остающееся пустой абстракцией.
Таковы теории, построенные
философически на неправильном противоположении «дух – материя», ибо реально
материи не существует, материальные же формы суть одна из статичных форм
вообще. Нельзя также противопоставлять «абсолютное добро» и «абсолютное зло»,
ибо и то и другое относительны и меняются смотря по уровню сознания и стадии
проявления Жизни. Нельзя противопоставлять «принцип Жизни» и «принцип Смерти»,
ибо смерть не есть принцип, а лишь переход из одной стадии жизни в другую,
противоположение которому будет рождение. Правильный бинер – «рождение –
смерть».
Жизнь на всех основных
четырех плоскостях своего проявления всегда двойственна по своей
направленности. На всех плоскостях ее проявления проходят два ее течения:
первый – от центра к периферии и второй – от периферии к центру. В духовной
жизни человека эти две направленности отражаются: первая – эзотерически –
мудростью, вторая – экзотерически – Богопочитанием. В основе каждой религии
лежит центростремительная сила – основа искания истины свободного и стоящего на
собственных ногах Духа, но выявляется каждая религия культовым Богопочитанием,
материализующим духовные достижения физическим символом.
Интеллектуальная жизнь
человека также двойственна. Человеческий разум, с одной стороны, стремится к
распознаванию и анализу объективного мира, создавая таким образом науку; с
другой стороны, жаждет познать свою синтетическую формулу, и, синтезируя по
этой устремленности добытое познание, перекраивает его в самосознание, то есть
в философию.
Двойственность психической
жизни человека выявляется в самоутверждении, с одной стороны, и самоотрицании –
с другой. Первое основано на искании истины, второе – на служении Всеобщему
Благу.
Среда же относится к
коренному этическому бинеру.
И наконец, великая
двойственность воплощенной жизни есть разделение на два пола. Есть бинер
«мужчина – женщина», который в окончательной форме заключает в себе,
символизирует собой и воплощает в себе всю двойственность проявления мира.
Бинер «мужчина – женщина»
отражает на нашей планете всю творческую организацию Космоса как результат
взаимодействия полярности на разных плоскостях проявления Жизни. Во многих
оккультных теориях и книгах мужское начало ошибочно принимают за абсолютно
активное, инициативно излучающее, а женское начало, ошибочно же, рисуется по
отношению к мужскому как пассивное, воспринимающее и вынашивающее. На самом
деле оба Начала на разных плоскостях проявления бывают и активными и
пассивными, сохраняя по отношению друг к другу правильную поляризацию.
Женское начало в мире
духовном активно, инициативно и излучающе, а мужское начало в мире духовном, по
отношению к женскому, пассивно, воспринимающе и вынашивающе. Именно поэтому на
интеллектуальной плоскости сознания мужское начало активно, творчески
формулирует полученный от женского Начала духовный материал. Женское же начало,
интеллектуально распознающее, отличает истинное от ложного, существенное от
несущественного в ментальных образованиях.
В мире психическом оба
Начала и пассивны, и активны, но направленность их деятельности взаимно
противоположна. Мужское начало облекает идейные формулировки в образы и
представления, и энергетическим потоком стремится реализовать их на плоскости
физической, где оно является началом творящим. Женское начало является великим
алхимиком Вселенной, сублимируя, одухотворяя и преображая внутренней красотой и
гармонией формы Мира. Оно является началом, растворяющим грубые формы в тонких
проявлениях и тонкие проявления в сиянии Духа.
В физическом мире мужское
начало активно и является его хозяином, женское начало пассивно, и пассивность
его выражается в искусстве приспособления.
Из такой поляризации
вытекает Вселенское Сотрудничество обоих начал. Вдумчивый ум всегда может
вывести следствия из обозначенных противоположностей мужского и женского и
поймет, что ни одно явление мира не может быть сотворено однобоко, одним из
начал. Тайна устойчивости форм и соответствия их Космической реальности
заключается в гармоническом сотрудничестве двух основных начал.
Книга Природы, которую
Женщина второго Аркана держит на коленях, раскрыта перед взором каждого, кто
видит тайну взаимных поляризаций. Вся Природа есть результат гармоничного
творчества и взаимного самотворчества великих начал и повествует о цветовой
гамме их выявления.
На нашей Земле
мыслетворчество, принадлежащее мужчине, делает его хозяином материальной жизни
и представителем Космического Разума на Земле. Непосредственно воспринимающее
сердце женщины раскрывается для чувствознания духовных возможностей,
стремящихся реализоваться на нашей Земле, отдает в ее руки духовное
руководство, делает ее представительницей духотворчества, носительницей Сердца.
Мы видим из сопоставления
разных плоскостей поляризацию женского Начала, двойственность его природы,
тогда как мужчина придерживается всегда одной и той же направленности. Эта же
двойственность отражается и в двух аспектах женщины на Земле: женщина – жена и
женщина – мать, причем оба этих аспекта надо понимать не в зоологическом, а в
духовно-психическом смысле. Как жена, женщина приспособляется к мужчине,
являясь его помощником и во всем внешнем подчиняясь ему. Ведь мужское начало
определяет порядок явлений в среде, оно является субъектом внешних проявлений,
накладывая на среду свой отпечаток. С другой стороны, женское начало как
духовный руководитель является матерью мужчины и даже собственного мужа. Ведь
среда воздействия так же Божественна, как и субъект самосознания, проявляющийся
в ней; окончив свое проявление, он растворяется в этой среде, и великие волны
Жизни погружают его вновь в единство Любви.
Как духовная мать, женщина
является воспитателем и великим алхимиком, преображая мужское сознание, а этим
и все его творчество. Внутреннее субъективное господство женского Начала над
мужским обеспечивает последнему правильную направленность и возможность
возврата в лоно духовного мира. Поэтому женская любовь больше всего отражается
в сущности самого принципа Любви, который есть утверждение единства Духа.
Духовно активное женское начало и есть носитель чистого принципа Любви, Единой
Божественной Силы Вселенной. Поэтому и понятие Бога в образе Матери Мира
является наивысшим понятием человека о Боге. Ведь именно Мать Мира, Дух Святой,
и преображает все формы мира и весь его в целом, «спасает» его, то есть
приводит в первоначальное духовное состояние. Мать Мира любовно носит в Себе
все его формы и образы, сотворенные выявлением возможностей Отца –
самосознания.
Накопленная Любовью Великая
Единая Жизнь, нераздельно слитый с Любовью поток проявления Жизни по спиралям
Космоса, переносит эту Любовь от великого к малому, от малого вновь к великому,
объединяя существа Вселенной в одно Божественное Братство.
Завет Матери Мира есть
самоотрешенность и вверх и вниз, то есть полное неотождествление с каким-либо
проявлением. Самоотрешенность вниз есть готовность непредвзятого,
непосредственно духовного восприятия. И эта же самоотрешенность по отношению к
проявлениям дает возможность сознательно воспринять Великую Песнь Жизни и
отождествиться с ее потоком в целом. Так, отрешаясь от части, мы получаем
целое, отрешаясь от глотка, получаем полную чашу Жизни. И это слияние с потоком
Жизни открывает возможность субъективного самоутверждения сознания на любой
стадии его проявления, как носителя и выразителя Великой Любви.
Отождествленность сознания
со всем потоком Жизни есть Космическое Сознание, чувствующее и переживающее все
объекты мира и весь объект проявленности как самое себя великим и никогда не
устающим Сочувствием.
Беспредельна и бесконечна
Жизнь, ибо она проявляет беспредельность и бесконечность возможностей,
заключенных в невыразимом Абсолюте. Растворяя одни возможности самосознания,
она вызывает в нем жажду новых накоплений, заставляет его черпать все новые и
новые потенциалы из Океана Непроявленного и вновь реализует их, унося по
беспредельности пространств и времен, и вновь синтезирует их в сияниях Духа,
постоянно проявляясь по отношению к алефу (первому Принципу), как покорная жена
и как опекающая его мать. Итак, в корне проявленной космической Природы лежит
принцип двойственности, а это означает, что для своего проявления единство
потенциальной возможности должно всегда поляризоваться, раскалываться на плюс
(+) и минус (-), или на Субъект и Объект проявления. Эта поляризация проходит
через все миры, и по мере удаления от центра к периферии, то есть от духовной
плоскости проявления к физической, все более дифференцируется. Великие духовные
синтезы, Принципы проявленного мира, дифференцируются каждый на целые системы
идей; каждая идея поляризуется многократно в образы и представления,
энергетические свои проявления на психической плоскости. И, наконец, целый
дождь форм, фактов и явлений излучается этими объединяющими их психическими
образованиями. Схематически это можно представить так:
Эти дифференцирующиеся
поляризации образуют целую сеть проявлений мира; нити мира переплетаются, и
найти в этой сети поляризации соответствующий полюс и есть именно то, что
называется Мудростью; реализовать правильные противоположения в своей
деятельности и жизни называется искусством жить. Из утверждений не
соответствующих друг другу полюсов вытекают все неправильные и беспочвенные
мировоззрения, а из применения таковых в жизни может выйти лишь неправильная
кармическая путаница, отягощающая индивидуальные пути эволюции людей. Поэтому
содержанием второго Аркана является Мудрость, так же как содержанием первого
Аркана является Любовь.
Мудрость в корне своем
заключается в правильном восприятии космических соответствий, в распознавании
истинного и ложного, в чувствовании всенаполняющего Вселенную принципа Любви.
Поэтому Мудрость есть проявление Сердца, проявление Женского Начала.
В центрофугальном потоке
проявлений от излучений центра к поглощающей периферии совершается
дифференциация первичного излучения Любви на все более частичные и
многообразные уплотненные формы проявления.
В обратном направлении, от
периферии к центру, в потоке интеграции (то есть соединения основных составных
частей в одно целое) разрозненных форм в объединяющий их поток Духа, в
алхимической работе преображения материала, руководящую роль играет начало
женское. Оно возвращает все сотворенное к первоначальному Единству, пробуждая
его в сознании каждого явления и утверждая его взаимной связью всего
проявленного, его самой сокровенной сущности. И это сознание связи со всем
существующим и есть та форма сознания, которая называется Космическим
Сознанием. Поэтому Вивекананда говорит: «Чтобы познать Бога, мы все должны
стать женщинами».
В каждой форме, в каждом
явлении скрещиваются два потока дифференциации и интеграции. Там, где
преобладает центрофугальное направление, формы находятся в состоянии инволюции,
то есть в состоянии изживания своего творческого потенциала. Там, где
преобладает центрофугальное направление, формы находятся в состоянии эволюции,
то есть в состоянии раскрывания своей Духовной Сущности.
Этот закон ярко проявляется
на Земле и в жизни народов. Народы инволюционирующие, то есть стареющие,
изживающие свои творческие возможности и оскудевающие духом, живут под знаком
подавления женского Начала. У таких народов женщина играет второстепенную роль
и порабощается постепенно грубеющим мужским началом. У народов
эволюционирующих, идущих по пути одухотворения своих проявлений, то есть по
пути культурного строительства, женщина начинает играть все большую и большую
роль. Поэтому культурный уровень народа, то есть уровень его одухотворенности,
можно оценивать по его отношению к женщине и той степени уважения, которая
проявляется им к женскому духотворчеству. По этому признаку можно узнать, какие
народы находятся на нисходящей линии снижения и сужения сознания, а какие – на
восходящей линии повышения и расширения сознания в своем культурном развитии.
Гармоничное сотрудничество
обоих полов предохраняет народ от одичания, так как женское начало всегда будет
проводить в его психику новые духовные возможности и давать материал мужскому
реализационному творчеству. Такие народы были бы предохранены от духовного
оскудения, а следовательно, и от смерти. Гармоничное сотрудничество двух начал
обеспечило бы народам бессмертие, то есть возможность беспредельного
культурного развития.
Космическое сознание, то
есть чувствознание или непосредственное восприятие глубокой связи между всеми
формами периферии и их центром, лучше всего выражается формулой: «не «Я», но
«Ты», ибо всякое «Ты» воспринимается как «Я» и во всяком «Ты» чувствуется «Я»
без различия плоскостей, на которых это «Ты» проявлено. Эта формула является
мантрамом второго Аркана.
Нити Матери Мира протянулись
сверху донизу, от центра ко всякой точке периферии и в этом центре утверждено
их единство, обуславливающее связь между ними. Поэтому нельзя любить ближнего,
не любя Бога. Возможно ли утверждать связь между формами периферии и не
установить Принцип Общего Блага, отвергая в то же время их глубинное Единство –
Бога? Только ища Истину, стремясь к центру, то есть любя Бога, мы можем живо и
непосредственно ощутить связь с ближним и работать на Общее Благо.
Второй Аркан есть Принцип,
раскрывающий нам тайну притяжения периферии к центру, устанавливаемому началом
Сердца, началом женским. Мудрость заключается в ясном распознавании между Духом
и его проявлением, между вечным Субъектом и беспредельной объективностью его
самораскрытия. Мудрость устанавливает правильное взаимоотношение между этими
основными полярностями, отражающимися во всем многообразии космических
взаимополяризаций.