САКРАЛЬНЫЙ МИСТИЦИЗМ ЕГИПТА
1.
Божественная эссенция
2.
Мужское начало
3.
Природа определяющая
Числовое обозначение: 1
На символической картинке большой пирамиды Хеопса первый Аркан изображен следующим образом: человеческая фигура с поднятой правой рукой и опущенной левой стоит перед кубом; в правой руке держит жезл; перед ней на кубическом камне стоит чаша, лежит меч и монета. На лбу золотой обруч, вокруг талии золотой пояс. Эта фигура, символизирующая субъективное сознание, увенчана и опоясана светом Единого Источника Любви и Духа, властвующего над элементами проявленного мира.
Мир по своей сущности
представляет единство: внутренняя суть вещей всегда одна и та же и тождественна
самой себе. Единый Дух, наполняющий все формы и каждое явление мира, есть лишь
выражение этого Духа в форме. Каждое явление мира есть проявление одной из его
творческих возможностей, поэтому Единый Великий Океан непознаваемого Духа
всеприсутствующ, всенаполняющ и лежит в основе всего мира. Он – корень всех
вещей, и так как наш разум является одной из форм его проявления, то познать
свою собственную сущность, превышающую Дух, он не может. Все формы и названия
созданы Разумом и определяют какую-нибудь форму.
Тот же Единый, который
наполняет все формы, Сам формы не имеет, и потому ни одно название, ни одно имя
не может быть к Нему применено. Чтобы как-нибудь обозначить Его, бесформенного
и безликого, Его называют Абсолютом, Божеством, Айн-Соф (непостижимый) или
просто То (по терминологии Веданты). Он заполняет собой все формы мира, и
вместе с тем Он бесконечно больше их совокупности. Он познает Себя во всех
великих и малых созданиях, и вместе с тем превосходит Своей сущностью их всех.
Он – все во всем, и все – в Нем, и вместе с тем никакая безграничность миров не
исчерпает Его внутренних возможностей. Он проявлен всюду, и Его внутренняя
сущность двигает Вселенной, и Он всюду проявляется как Единая Сила Вселенной –
Любовь.
Любовь в своем проявлении –
стремление к единству. Любовь в сущности есть утверждение нигде не
существующего в проявлении единства.
Все в мире родилось от
Любви, пребывает в Любви и выражает собой Любовь. Но часто за бесконечными,
бесчисленными формами проявления Любви мы не видим ее единой и всеобъемлющей
сущности. Этот Дух Любви и есть то, что выражает собой все бесконечное
разнообразие миров. Но для своего проявления Любовь раскалывает единство
непостижимого Океана Духа на Субъект и Объект, что выражается в их вечном
стремлении к коренному объединению между собой.
Все лучшие стремления есть
пути приобретения этой Любви. Бескорыстие, самоотверженность, самоотрешенность
есть лишь утверждение Единства Любви, стирание границ между «я» и «ты» и путь к
их объединению. Поэтому нельзя говорить о Любви, если не реализовать в сердце
эти три вестника Бога – бескорыстие, самоотверженность и самоотрешенность, и
нельзя понять Любовь, если есть самоограничение в рамках эгоизма. Путь к Богу,
то есть к Вечному Единству Вселенной, к Океану Любви, лежит через ступени их
проявления.
Поэтому субъективное
развитие, которое так необходимо для приобретения духовных ценностей и духовных
знаний, есть по существу путь от эгоизма ко все более расширяющимся ступеням
бескорыстия, самоотверженности и самоотречения, вплоть до вмещения в Субъекте
духовного сознания и в сердце всех существ и всех созданий проявленной
Вселенной. Этот Субъект, носитель Божественной Любви, который находится
повсюду, излучающий из центра на периферию и охватывающий всю Беспредельность,
выражается первым Арканом.
Первый Принцип
посвятительного пути есть признание духовного единства Вселенной и утверждение
потенциальной возможности сотворить из себя субъект излучающей, всеохватывающей
и творческой Любви.
Заголовок Аркана –
«Божественная Сущность». Мужское начало – формирующий принцип в природе, по
своему существу вечно создающий самое себя. Субъективное сознание слито с
Океаном Абсолютного Духа, но в своем проявлении оно охватывает часть этого
безграничного Океана как объект своего самопроявления, накладывая на него
печать потенциала заключенных в нем возможностей. Это субъективное сознание
носит в себе, в своем потенциале, все возможности впоследствии проявленного
Космоса, знание всех его форм, владение всеми законами и силами,
развертывающимися в его силовые спирали. Это субъективное сознание,
всеобъемлющее и всесознающее в своей глубине, которое сознает во всем и ощущает
во всем самое себя, и есть синтез всех проявлений великих и малых сознаний. В
полноте своего потенциала оно носит в себе (как возможность) всю Вселенную, и
потому утверждение Бытия, вылившегося из Духа сознательной совокупностью миров,
- это есть самосознание, то есть такая форма сознания, в которой субъект
поглощен Божественным Субъектом и сознается им как форма своего проявления. Это
сознание в применении ко Вселенной называется Богом, то есть Субъектом, носящим
в Себе и излучающим из Своей внутренней сущности великие и малые образы и твари
мира.
Самосознание в применении к
человеку – это та форма человеческого сознания, в которой все объективное,
имеющим имя или форму, отвергнуто или растворено в вечном сиянии Духа, в корне
своем единого с Богом. Эта та форма сознания, в которой стерты грани между «я»
и «ты» и все поглощено самоизлучающим Любовь Духом.
Первый Принцип проявления в человеке
есть сама сущность нашей души, нашего внутреннего «я», нашего субъекта, вечно в
себя погруженного, никогда не изменяющегося во всех переменах своих оболочек,
бесконечный Дух, остающийся всегда с тем же, независимо ни от каких перемен, ни
от каких преображений нашего сознания. Сознание самого себя во всех своих
преображениях, во всех своих состояниях, во всех обликах своей личности, во
всех идеалах своей души – есть самосознание.
Оно никогда не изменяется,
оно никогда не действует, ибо его возможности действенно проводятся в жизнь
орудиями его проявления через Сердце, Разум и Волю. Оно есть лишь постоянный
свидетель происходящих перемен в скрывающих его духовных, ментальных,
психических и физических оболочках. Нас отделяют от него все стадии плоскостей
сознания, то есть знание и владение всеми проявлениями его в Космосе. И вместе
с тем, оно есть внутреннее существо нашей души. Но чтобы достичь его, надо
откинуть все, что не есть оно, надо знать все и владеть всем, что мы потом
откинем, ибо незнание и отсутствие господства может заставить принять нас
какую-нибудь переходящую стадию сознания за реальность нашего внутреннего «я»,
и ошибка эта может вызвать тяжелые последствия. Хотя истина лежит в сфере
субъективного сознания, вся лежащая между нами и им объективность должна быть
познана и превзойдена для достижения его во всей его чистоте.
Для постижения Бога в себе
есть метод отрицания всего, что не есть Он, но необходимо подчеркнуть, что для
реального господства над отрицанием мы обязаны знать то, что откидываем. Только
при этих условиях можем мы слить ощущения нашего «я» с нашей реальной духовной
сущностью. Метод отрицания есть метод неотождествления сознания ни с чем, что
не есть оно по существу. «Познай самого себя и ты познаешь весь мир» - гласит
древняя мудрость, начертанная над входом Храма посвящения. Познай самого себя
как всеприсутствующее, всезнающее, всеблаженное, всесвободное Единство Духа и
господствуй над всем, что не есть твое «я». Не отождествляй свое сознание с
изменчивыми объективными формами, в которые оно постоянно облекается, то есть
воспринимай все свои проявления как роли, играемые в великой Мистерии Жизни.
Безразлично, какова эта роль, ибо в ней проявляется одна из потенциальных
возможностей нашего великого Духа. Не все ли равно, какова будет последняя
роль? – Она тоже явится проявлением Божественного самораскрытия самосознания.
В корне своем наше духовное
«я», наша внутренняя сущность вечно слита и спаяна с Божественной Сущностью,
проявленной во Вселенной. Поэтому все существа мира и все его явления спаяны
между собой общим пребыванием в Божественной Сущности, а это значит, что
реальная связь между нами есть на самом деле связь проявленного духа. Разум наш
пытается связать явления мира горизонтальными линиями Закона Причинности, но в реальности
все в мире связано по радиусам, идущим от периферии к центру, и от центра к
следующему радиусу.
Через Дух, через Бога,
проходит связь между существами мира. Поэтому чувство связи с существами мира, с
ближними и дальними, есть на самом деле ощущение своей и их Божественной
Сущности. И эта связь, существующая через Бога, называется в проявленном мире
Любовью. Поэтому всякое проявление Любви – Божественно, ибо утверждает связь,
проходящую через Бога, поэтому же нельзя не любить ближнего без Любви к Богу,
которая может выразиться исканием истины, стремлением к Духу, к
самосовершенствованию, и т.д. Служение Всеобщему Благу без признания Единой
Духовной Сущности мира невозможно, ибо, разрывая связь с Высшим, то есть с
центром, мы разрываем связь и на периферии, и отделены тогда друг от друга
всеми иллюзорными оболочками, которые становятся препятствием для
взаимопонимания и для Любви.
Если человек теоретически
отрицает Бога и Дух, но сердце его не омертвело для Любви, то этим самым он
показывает, что подсознательно он этот Дух утверждает и признает; но, конечно,
теоретическое отрицание, создавая ложные представления, в конце концов так
может исковеркать сознание, что оно потеряет всякую связь с Духовным Миром, и
тогда иссушится и омертвеет для чувства Любви и потеряет связь также и со всеми
своими близкими. Такие существа, потерявшие свое «я», становятся тенями,
вносящими во все омертвение и разложение.
Принцип Единства может быть
достигнут лишь при условии реализации Единства сознания во всех жизненных
проявлениях, то есть при условии вертикальности сознания, когда все проявления
на разных плоскостях сгруппированы вокруг оси поставленного идеала и приведены
в иерархический порядок. Характер этого порядка зависит от потенциала
самосознания, так же как установленный порядок лица зависит от потенциала
проявленного в нем Божественного Субъекта. Мир таков, потому что таковы
потенциальные возможности проявленного в нем Духа и таковы личностные
особенности людей. Этот мир, должен строго соответствовать развертывающемуся в
нем потенциалу нашей духовной сущности. Нельзя отрицать в себе порядок
Мироздания.
Накопленный тысячелетиями
опыт постоянно пополняется великими, отрешенными от своей маленькой личности
сознаниями, незыблемо утвердившими в себе четыре плоскости, через которые
проявляется Божественное Сознание во Вселенной. По этому закону четверки,
лежащему в основе всякой формы, разворачивается внутренний потенциал
Божественного Духа.
На символической картинке
эти четыре стадии проявления Духа изображены жезлом, чашей, мечом и монетой.
Жезл держит в руках сам алеф, ибо это символизирует принцип самого духовного
проявления, и на кубическом камне (опять-таки, символ четверки) перед ним лежат
три предмета, как покорные орудия его проявления. В человеке, в маленьком
космосе, эти четыре плоскости сознания выливаются в формы:
- духовной жизни и сотворения духовных синтезов;
- религиозно-ментальных исканий пути и воздвигания на нем своих идеалов, то есть формулировки мира идей;
- психических и энергетических проявлений искания идеала и служения ему;
- физических действий, соответственно фокусирующих духовно-идейные принципы в обстановке нашей планеты Земля.
Короче говоря, в человеке его Дух проявляется в четырех плоскостях:
- духовной (душа);
- ментальной (интеллект);
- области чувств
(астральная);
- физической (эфирное тело).
Поэтому в построении внутреннего единства необходимо начать с установки субъективной цели искания, с субъективного живого идеала, соответствующего космической реальности, а не фантастическим представлениям оторванного от Космоса интеллекта.
Во-вторых, необходимо
выработать унитарное мировоззрение, сводящееся к мировоззрению на едином
принципе этого идеала, дабы во всем это мировоззрение гармонично сливалось с
духовной осью, но при этом нельзя замыкать круг возможности новых приобретений.
В-третьих, рост сознания
направлен в беспредельность, и поэтому не по замкнутому кругу должно
расположиться наше идейное интеллектуальное богатство, но по восходящей спирали
всех новых самораскрытий и объективных накоплений. Лишь ось спирали, духовный
костяк, должен быть выработан и оставаться неизменным и неподвижным, дабы не
раствориться нам в хаосе подверженных всяким изменениям форм.
В-четвертых, наше
мироощущение и мирочувствование, то есть область психической нашей жизни,
область чувств, должны соответствовать нашему мировоззрению и никаких случайных
симпатий и антипатий замыкать на себе мы не должны. Всякие подсознательные
интенсивные переживания должны быть освещены лучом понимания: или введены в
общее мировоззрение, или преображены соответственно ему. Все наши поступки
должны быть движимы служением идеалу и управляемы нашим мировоззрением и нашим
мирочувствованием, а не быть следствием случайных чувствований, импульсов,
хаотичной реакцией на воздействие объективности.
Только такой положительный
человек представляет из себя действительно готовую к проявлению Духовную
сущность, действительно космического сотрудника, могущего развить свои
потенциальные возможности в пылающие солнца, в движущие силы, в реальные
достижения, путем непрерывной работы самораскрытия в четырех плоскостях своего
координированного сознания. Только такой человек может реально наложить отпечаток
своего духа на среду и определить ее порядок подобно тому, как Бог формирует
среду космическую и утверждает ее незыблемый порядок.
В природе на нашей планете
эти четыре плоскости проявления Вселенского Духа должны бы проявиться в четырех
царствах природы. Человек призван к осуществлению в идейных и психических
формах духотворчества, животное царство призвано осуществить его же в плоскости
земного интеллекта, перерабатывающего материю Земли. Четыре царства природы
суть аккумуляторы психических и физических солнечных энергий. Минеральное
царство призвано быть единым сплоченным фундаментом и устоем всего этого
творчества, фиксируя его в реализованных материальных формах Земли. Поэтому всякая
планета такова, вплоть до своих материальных форм, каковы задачи проявленного
потенциала духа ее представителей.
Но человеческое сознание,
призванное к осуществлению духовных начал, частично оборвало связь с питающим
его Духом. Оно ложно осуществило отождествление своего «я» со своим земным
проявлением и земными задачами, а потому сознание его порвалось и погрузилось в
поток земного энергетического проявления, и самосознание заменилось эгоизмом.
Разрыв духовной связи с Космическим Духом вызвал ослабление связей между бессмертной
душой человека и его земной личностью. Его земная личность перестала быть
пластичной и гибкой, подчиняющейся велениям души, а вместо этого подчинилась
материальному потоку Земли. Оболочки ее огрубели и создалось слишком плотное и
несовершенное физическое тело. Разрыв линии сознания между бессмертной душой и
ее орудием, личностью, сделал личность смертной и вызвал необходимость
проявления души во многих личностях законом перевоплощения.
Великий Творческий Разум
человечества, являющийся частью Космического Разума, заменился в оторванной
земной личности орудием своего частичного проявления – земным интеллектом или
рассудком. Разница между разумом и рассудком состоит в том, что Разум связан с
творческим принципом Вселенной и является творческим началом в человеке,
порождающим живые действенные идеи, живые образы, представленные такой же
полной реальностью, как и порожденные Космическим Духом формы. Рассудок же есть
один из органов Разума, созданный им для распознавания земной обстановки своего
проявления, земных фактов. Оторванный от Разума рассудок не в состоянии
правдиво и истинно оценить земную обстановку и впадает в многочисленные ошибки.
Чувство в оторванной
личности человека, то есть непосредственное восприятие сущности вещей,
превратилось в импульсы ее бессознательных инстинктов, слабо ощущающих принцип
связи, и в импульс реакций на земные объективности, то есть страсти. Воля
человека – его постоянная устремленность к цели, то есть к Божественной
Сущности, по Беспредельной Вселенной и его напряженный творческий импульс к
реализации духовных ценностей – превратилась в его эгоизм, в разбитые
хаотические желания обладания земными предметами и достижениями.
Фактически, человек со
своего царственного положения соратника Бога спустился на ступень,
предназначенную животным, и этим своим падением вызвал снижение сознания и
животного мира, узурпировав его интеллектуальную задачу и оставив ему лишь
хаотическое проявление искаженных психических импульсов, инстинктов и страстей.
Растительное царство
оградилось Высшими Силами от отрицательного воздействия низшего человека, и
если бы это не было бы сделано со стороны духов, руководителей творчества в
солнечной системе, то Земля давно перестала бы существовать. Растительное
царство осталось единственным полным и сознательным космическим сотрудником, не
разорвавшим связь с мировой психической энергией и постоянно преображающим ее в
живительный поток жизненной силы, в соки питающие и целебные, заботясь таким
образом о человечестве и животных даже в их падении, исцеляя их от последствий
психических срывов – болезней. Растительное же царство производит плоды и зерна
в таком изобилии, что их хватило бы на питание всех существ на Земле, если бы
они обратились к этому единственно законному способу поддержания своей жизни.
Минеральное царство уплотнилось
и огрубело вследствие срыва человечества, и материал его перестал подчиняться
непосредственной формулировке мыслетворчества, но требует для своего
преображения приложения физической работы. Мыслетворчество же воздействует на
него чрезвычайно слабо, выявление его результатов требует долгого времени и
непосредственной фиксации мысли в физической форме, а также длительного
напряжения, необходимого даже для дисциплинированной личности.
Для достижения своей
собственной духовной сущности и освобождения сознания от ложных
самоотождествлений рекомендуется принцип бескорыстия, самоотрешенности и
самоотверженности проводить в своей повседневной жизни, и вести ее не к
заполняющей сознание самоценности, а к способу решения духовной задачи в работе
каждого дня, и воспринимать ее именно как добросовестное исполнение задачи: что
бы мы не делали, мы должны помнить, что всякая наша работа направлена к выявлению
одной из возможностей Вселенского Духа для реализации Всеобщего Блага в таких
размерах, в каких наша личность этого заслужила.
Для выработки такого
жизненного отношения рекомендуется предпринять следующее:
- отделите от себя свое физическое тело, проанализируйте это состояние и поймите, что анализатор и анализируемое не есть одно и то же, и что анализатор по отношению к анализируемому является Субъектом отдельным от Объекта, независимым от него, и не отождествляйте свое «я» со своими чувствами. Так вы овладеете секретом самообладания.
- сконцентрируйтесь на мыслях, сумейте проанализировать их, поймите, что опять-таки Субъект их анализирует, господствуя над ними. Господство над мыслями ведет к возможности сознательного мыслетворчества.
- тот же анализ примените к области вашей духовно-религиозной жизни. Поймите, что идеал, поставленный вами, есть лишь выявление вашего высшего «я». И, перестав самоотождествляться даже с духовным идеалом, вы достигнете самосознания, самопогружения в Бессмертный Океан собственного Духа, слитого с Духом Вселенной и вечно утверждающим Принцип Всемирного Единства.
Мантра к первому Аркану – «Я есмь», что значит «я вечен, бессмертен и свободен, ничто не может меня уничтожить, я нигде не могу пропасть, ничто не может повредить мне». Во всех изменениях жизни «Я есмь». «Я» - истинная причина и свидетель всех перемен и всех преображений сознания.