ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РОЗАНОВ
«Не пробил час»,
чтобы как ангел или демон, вошла в нашу душу идея «государственности…». Мы а-политичны,
вне-государственны… Такого глубочайше анархического явления, как
«русское общество» или вообще «русский человек», я думаю, никогда еще не
появлялось на земле. Это что-то… божественное или адское, и не разберешь.
В конце концов ведь это и
отлично… Для литературы, для самого общества… Для свободы нашей, для
художественных даров… Мы, русские, все немножко «музыканим»… Бредут богомольцы
в Киев – по дороге смотрят города, монастыри, храмы… реки, горки… людей,
торговлю, промыслы. В сущности, это они «музыканят»… Один профессор Московской
духовной академии живет в крестьянской хибарке, среди книг: и все думают, что
он «молится», а он в самом деле «музыканит». Я пишу статью и «музыканю»;
читатель читает ее и «музыканит»; жена приятеля флиртует, т. е., конечно, тоже
«музыканит». И все на Руси «музыканят» и, кроме «музыки», ничем в сущности и не
занимаются. Т. е. все занимаются вещами сладкими, личными, душевными…
И может быть на мой закат
печальный
Любовь блеснет улыбкою прощальной…
Так сказал Пушкин. Поставив вымысел
и любовь в одну категорию, он и выразил сущность российской или
всероссийской «музыки», как некоего сладкого ничегонеделания, но в высшей
степени художественного. За русского анархиста-художника я «душу
прозакладываю», потому что ничего милее его, душевнее его, до некоторой степени
углубленнее его не знаю. Здесь я подошел к самому тоненькому-тоненькому корешку
русской литературы, на коем единственно она вся и целиком выросла. Здесь
ее корень, здесь ее сущность:
1)
Мы
глубочайше аполитичны,
2)
Потому
что мы глубочайше интимны.
Это – следствие и причина, выпуклость и вогнутость одного зеркала.
Хочешь получить «настоящую
государственность», - «империю Бисмарка», победы, блеск, славу – простись с
литературой. Ну, какая теперь литература в Германии? Для горничных и
барынь, похожих на горничных. Не унтер-офицеры же и не акк-у-ра-тней-шие
почтовые чиновники станут читать литературу. Им «не до стихов», сериезно
«не до стихов». Они «делают свое государство»: а это трудно, хлопотливо,
заботно… На это весь ум и душа уходят; а в истории, как и в
промышленности, царит закон специальности и «разделения труда».
Мы, русские, «музыканим» и
ни малейше «государства не делаем», - «черт бы его побрал». В этом «черт бы его
побрал» и лежит весь нерв русской духовной жизни. Правда, мы кричим на
министров (в душе) и дергаем их (в печати) за вожжу, как невезущую клячу: «ну,
поезжайте, везите нас», «не везут, - опять стоп: ха, ха!» - «они
бесхвостые», «они без гривы», «их на живодерню надо»… Но мы не то чтобы уж
очень тоскуем по неедущему возу, на котором сидим, а так, просто, «галдим» и, в
сущности, в этом галдеже тоже «музыканим». На самом деле, в глубине вещей, нам
что «воз», - мы «не Бисмарки», «не канальи»: нам вот «поспеть бы к праздничку в
город» или «доехать до ближнего кабачка», - где «музыка» разнообразнейшая: и
пляс, и карты, и зелено вино, и «жена ближнего», рас-кра-са-ви-ца, и «обедня с
хорошими певчими», все российские удовольствия, которых у немецких парикмахеров
не водится…
Я немножко грубо беру дело,
- грубыми словами: на самом деле оно тоньше, углубленнее, нежнее, более
страдательно. Углубленности, субъективности, интимности русской души,
«хорошей русской души» - и предела нет, нет ей ограничивающего горизонта… Это
что-то небывалое. На этой «небывалости» и раскинулась золотая русская
литература, прекрасная и благородная даже в заурядных своих явлениях.
«Немножечко души» везде у нас скажется, в каждом даже неудачном стихотворении,
в плохо рассказанной повестушке. Все это золото и есть золото нашей интимности,
нашей нежности, нашего чутко слушающего уха и зорко смотрящего глаза. Словом,
«музыка» везде есть…
Потому что мы а-политичны.
Потому что мы анархисты.
Потому что мы говорим: «а черт бы его побрал» о всем, в сущности, кроме своих удовольствий, кроме своего «душевного», своего «милого»…
От Бога до кабака.
Здесь нельзя избежать грубого, грубых слов: потому-то грубым переполнена наша жизнь, грубое попадается на каждом шагу, муча до боли, до крика. Но не замечается, что это «грубое» есть в сущности «неубранное», т.е. чего «не убрало начальство», а «начальство» не убрало этого потому, что оно взаимной системой рычагов «не подтянуто», слабо, «как все мы», и вечно, по соседству, заражается от нас же, т.е. от народного и общественного моря, чертами анархичности, безволия и в последнем анализе «музыки».
В конце концов дело дошло до
того, что «музыканят» и чиновники… между молитвой и кабаком. Украдкой,
потихоньку. Ведь и чиновники русские, - решительно все без исключения, -
говорят «черт бы их побрал» о ранге следующего над ними начальства.
«Музыка» всеобщая…
Но от которой решительно
государство не может не разваливаться. Это и есть «теперешнее положение русских
дел», - да, в сущности, «положение» их и за весь XIX век, когда мы представляли
могущественный фасад, блестяще освещенный, но в здании, у которого стропила
подгнили, балки обвалились, кирпич положен негодный и, конечно, «с кражею», и
проч. и проч. и проч. Но все это в глубочайшей соотносительности с
«золотым веком русской литературы», - такой нежной, такой правдивой, такой
искренней, такой задушевной…
Такой интимной, - вот
сущность!
Государство, - все
внешность. Оно «без души». Как литература настоящая («святое дело»)
естественно а-политична: так государство «настоящее» внеинтимно, строго,
повелительно, сухо: где нужно («требует долг») – беспощадно.
Государство – солдат. Вот его апогей.
Общество, нация, народность, «быт» - поэт.
Могут ли они обняться? Никогда. Кроме случая и момента.
Ну, была Отечественная война. Год. Обнялись. Прошел год – и расплевались. Жуковский писал: «Певец в стане русских воинов»; но уже Пушкин острил известные остроты. Потом Лермонтов:
Люблю отчизну я, но странною
любовью…
Разошлись.
Девятнадцатый век был веком
победы русского общества над русской государственностью… Неслыханной,
оглушительной. Тут и помогло то, что оно было «унижено и оскорблено»:
«страдалец»-то и победил, как это и естественно в интимной и художественной
сфере. Конечно, ведь «Распятый» победил распявших Его, - от которых через век и
сапогов не осталось, и все их «книжки» («книжники и фарисеи») растрепались до
полной нечитаемости. Вот как Христос разбил и разнес по ветру «старый
завет», разные Соломоновы «завесы в храме», и все их жертвенники, светильники и
прочую обрядовую «кухню», так что от всего этого ничего не осталось и на месте
всего этого засиял один его терновый венец, - так же точно, в такой же мере
русская литература и поэзия во всех направлениях и до глубины разъела русскую
государственность… Разъела форму, строгость и взыскательность, - без чего нет
государства. Перед лирой Пушкина померк, побледнел… просто умер
Бенкендорф.
Потом пришел Лермонтов.
Потом еще Гоголь.
Потом Кольцов и его милые песни. Тютчев… Еще Фет, - певец трав и цветов. Явился роман, длинный и сложный, как жизнь…
Государственность решительно осела. Чуть не спряталась, застыдилась себя…
«Ну, что это: действительные
статские советники… Какие они люди».
Даже ничего и «понимать»-то
не могут. Не люди, а виц-мундиры. Притом «ворованные»… Из интендантства.
Государственность решительно
еле-еле держалась и держится… Осмеянная, ненавидимая.
Все это хорошо… Для «нас»
хорошо, - «музыканящих»… Но как же тут управлять??!!
1911 год